Из анкеты Коли
Школа и литература призваны воспитывать в человеке нравственность и гражданственность В этом их общественная значимость. А изучение литературы в школе — наиболее ответственный период. Малейшая ошибка, промах и огромные потери неизбежны. Застой в обществе больше всего сказался на подрастающем поколении. Прививание художественного вкуса к литературе заменялось вдалбливанием сомнительных истин. За не имением жизненного опыта все эти инсинуации принимались за чистую монету. Бороться с этим мог только Учитель. А таких мало.
Мир детей многолик. Каждый — индивидуальность. Есть и яркие личности. Цель школы их воспитание. К сожалению, в определенный период жизни нашего общества цели и задачи стали подменяться чем-то иным, низменным. Вместо яркого света на детские души напускалась серая плесень. Лишь немногие ребята, имеющие зерно интеллигентности, достаточный уровень образования, смогли устоять. Только они могли получить истинное наслаждение от литературы. Это чувство стало мне знакомым только в старших классах, где сами произведения наталкивали на мысль, на активное творчество. Благодаря школе оно стало многим недоступно.
Эти мысли дают мне возможность заявить, что изучение литературы в школе ничего мне на дало. У меня возникло лишь озлобление. Способность к творчеству, самостоятельному мышлению, пониманию художественных образов, восприятие мира литературы и мира через литературу дала мне семья и преподаватель литературы Элеонора Христофоровна Бедоева. Сегодня школе нужны свежие силы, творческий поиск и нестандартный подход.
* * *
С детства моей любимой книгой была книга польского писателя-антифашиста Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Я читал ее около тридцати раз, и все равно не могу сдержать слез в конце книги, когда Матиуш умирает. Смысл книги навел на фразу из дневника 14-летней еврейской девочки: «Я убеждена, что у людей добрые сердца.» Это написала Анна Франк, убитая фашистами только за то, что хотела жить. Она стала для всех людей символом веры в человека.
Для меня Корчак стоит рядом с Достоевским. Но в отличие от Достоевского творчество Корчака подкреплялось практическими действиями и вело к истине через светлый гуманизм, а не через страдания к гуманизму. Образ короля Матиуша очень близок мне. В детстве я был таким же.
Такие же мысли, бредовые идеи и стремление сдлать мир лучше, а людей чище. Проходят годы жизни. Детство ушло безвозвратно. Ушли самые счастливые, безоблачные годы. Теперь я возвращаюсь в этот звонкий мир благодаря Матиушу. Его мысли вызывают у меня странные ассоциации и сейчас. Это потому, что я перенял образ его мышления. Этому помогло и то, что у нас даже схожие биографии. С высоты моего возраста мои мысли выглядят смешными, но такова жизнь. Я стал оценивать свои поступки Матиушем. Это и значит, что время детства прошло, но я бережно храню тропку в детство — «Короля Матиуша Первого».
|